Специалисты ГК «Орелкомпрессормаш» обладают опытом и компетенциями по проектированию, изготовлению, монтажу и техническому обслуживанию различных автоматизированных систем управления технологическими процессами, в том числе: автоматизированная система диспетчерского управления компрессорной станцией, АСУ пневмосистем, АСУ электростанции, автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов, АСУ объектами энергоснабжения и др.
Важнейшая задача АСУ — повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности труда и совершенствования методов планирования процесса управления. Различают автоматизированные системы управления объектами (технологическими процессами — АСУТП, предприятием — АСУП, отраслью — ОАСУ) и функциональные автоматизированные системы, например, проектирование плановых расчётов, материально-технического снабжения и т. д.
В общем случае, систему управления можно рассматривать в виде совокупности взаимосвязанных управленческих процессов и объектов. Обобщенной целью автоматизации управления является повышение эффективности использования потенциальных возможностей объекта управления.
Таким образом, можно выделить ряд целей:
1. Предоставление лицу, принимающему решение (ЛПР), релевантных данных для принятия решений;
2. Ускорение выполнения отдельных операций по сбору и обработке данных;
3. Снижение количества решений, которые должно принимать ЛПР;
4. Повышение уровня контроля и исполнительской дисциплины;
5. Повышение оперативности управления;
6. Снижение затрат ЛПР на выполнение вспомогательных процессов;
Повышение степени обоснованности принимаемых решений.
Постановка задач автоматизированных систем управления
Управление стабилизацией или регулированием. Требуется задание требуемого значения регулируемой величины.
- Ремонт винтовых и передвижных компрессорных станций;
- Ремонт и модернизация винтовых стационарных компрессорных установок на территории заказчика или собственном ремонтном участке;
- Ремонт винтовых блоков Atlas Copco, ROTORCOMP VERDICHTER GmbH, Ingersoll-Rand Inc. (GHH-Rand), Termomeccanica S.p.A., Gardner Denver, Inc. (TAMROTOR), VMC S.p.A.;
- Установка системы частотного регулирования/плавного пуска ведущих производителей;
- Вибродиагностика винтовых блоков и электродвигателей;
- Замена релейной системы автоматики на микроконтроллерную;
- Проведение испытаний компрессорного оборудования на сертифицированных стендах 220/380В, 6000В с замером производительности.
- Планирование и прогнозирование;
- Учет, контроль, анализ;
- Координацию и регулирование.
В состав АСУ входят следующие виды обеспечений: информационное, программное, техническое, организационное, математическое, правовое и лингвистическое.
Функции АСУ
Функции АСУ устанавливают в техническом задании на создание конкретной АСУ на основе анализа целей управления, заданных ресурсов для их достижения, ожидаемого эффекта от автоматизации и в соответствии со стандартами, распространяющимися на данный вид АСУ. Каждая функция АСУ реализуется совокупностью комплексов задач, отдельных задач и операций.
Классы структур АСУ
В сфере промышленного производства с позиций управления можно выделить следующие основные классы структур систем управления: децентрализованную, централизованную, централизованную рассредоточенную и иерархическую.
Децентрализованная структура
Построение системы с такой структурой эффективно при автоматизации технологически независимых объектов управления по материальным, энергетическим, информационным и другим ресурсам. Такая система представляет собой совокупность нескольких независимых систем со своей информационной и алгоритмической базой.
Для выработки управляющего воздействия на каждый объект управления необходима информация о состоянии только этого объекта.
Централизованная структура
Централизованная структура осуществляет реализацию всех процессов управления объектами в едином органе управления, который осуществляет сбор и обработку информации об управляемых объектах и на основе их анализа в соответствии с критериями системы вырабатывает управляющие сигналы. Появление этого класса структур связано с увеличением числа контролируемых, регулируемых и управляемых параметров и, как правило, с территориальной рассредоточенностью объекта управления.
Достоинствами централизованной структуры являются достаточно простая реализация процессов информационного взаимодействия; принципиальная возможность оптимального управления системой в целом; достаточно легкая коррекция оперативно изменяемых входных параметров; возможность достижения максимальной эксплуатационной эффективности при минимальной избыточности технических средств управления.
Недостатки централизованной структуры следующие: необходимость высокой надежности и производительности технических средств управления для достижения приемлемого качества управления; высокая суммарная протяженность каналов связи при наличии территориальной рассредоточенности объектов управления.
Основная особенность данной структуры — сохранение принципа централизованного управления, то есть выработка управляющих воздействий на каждый объект управления на основе информации о состояниях всей совокупности объектов управления. Некоторые функциональные устройства системы управления являются общими для всех каналов системы и с помощью коммутаторов подключаются к индивидуальным устройствам канала, образуя замкнутый контур управления.
Алгоритм управления в этом случае состоит из совокупности взаимосвязанных алгоритмов управления объектами, которые реализуются совокупностью взаимно связанных органов управления. В процессе функционирования каждый управляющий орган производит прием и обработку соответствующей информации, а также выдачу управляющих сигналов на подчиненные объекты. Для реализации функций управления каждый локальный орган по мере необходимости вступает в процесс информационного взаимодействия с другими органами управления.
Недостатки системы в следующем: усложнение информационных процессов в системе управления из-за необходимости обмена данными между центрами обработки и управления, а также корректировка хранимой информации; избыточность технических средств, предназначенных для обработки информации; сложность синхронизации процессов обмена информацией.
С ростом числа задач управления в сложных системах значительно увеличивается объем переработанной информации и повышается сложность алгоритмов управления. В результате осуществлять управление централизованно невозможно, так как имеет место несоответствие между сложностью управляемого объекта и способностью любого управляющего органа получать и перерабатывать информацию.
Кроме того, в таких системах можно выделить следующие группы задач, каждая из которых характеризуется соответствующими требованиями по времени реакции на события, происходящие в управляемом процессе:
- задачи сбора данных с объекта управления и прямого цифрового управления (время реакции — секунды, доли секунды);
- задачи экстремального управления, связанные с расчётами желаемых параметров управляемого процесса и требуемых значений установок регуляторов, с логическими задачами пуска и остановки агрегатов и др. (время реакции — секунды, минуты);
- задачи оптимизации и адаптивного управления процессами, технико-экономические задачи (время реакции — несколько секунд);
- информационные задачи для административного управления, задачи диспетчеризации и координации в масштабах цеха, предприятия, задачи планирования и др. (время реакции — часы).